Технологии Blogger.

Определение и история гостеприимства

Исторически гостеприимство — кров и пища для гостя.
Гость 1. посетитель, человек пришедший по зову или незваный  навестить другого, ради пира, досуга, беседы и пр. 2. иноземный или иногородний купец, живущий и торгующий не там, где приписан. 3. Странник, путешествующий, посетитель. 4. Всякий посетитель гостиницы или подобного заведения.

Гостеприимство — одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации - уже давно превратилось в индустрию, в которой в настоящем заняты многие миллионы профессионалов. Индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний.
Гостеприимство (Быт. XVIII, 1 и далее, Втор. X, 17-19, Евр. XIII, и пр.) — добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Прекраснейшие образцы оной видим в истории Авраама, удостоившегося однажды чести принять под видом странников Господа и двух ангелов (Быт. XVIII, 1-8). Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Н. З., именно сам Господь Иисус Христос говорит: кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей (Мф. X, 42).
Гостеприи́мство — Универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Социальный институт, обеспечивающий гостю прием и заботу.
Гостеприимство — радушие в приеме и угощении посетителей; безмездный прием и угощение странников или странноприимство.
Хлебосольство — Гостеприимство, радушие в угощении.
Странноприимство — безмездный прием и угощение странников.
Странник — 1. странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий временного приюта; 2. обрекшийся на тунеядное странничество, под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.

История гостеприимства
Одним из важнейших вопросов, возникавших перед находившимся в пути жителем древнего мира, было отыскание места для ночлега в чужой местности и возможности питания. Поэтому гостеприимство — суть предоставления крова и пищи.
В колониях греков на побережье южной части Апеннинского полуострова и Сицилии, обеспечивалось право приема гостей греческими поселенцами — представителям местных этносов. Это право закреплялось определенными договорами.
«Публичное гостеприимство» осуществлялось обеими сторонами по договорам, заключенным между неаполитанскими греками и жителями прилегавшей к Неаполю территории – самнитами.
Подобные договоры, предусматривавшие «публичное гостеприимство» стали заключаться между отдельными этносами Италии: римлянами и жителями Кампании, между жителями Кампании и латинянами, между латинянами и этрусками. В период поздней Римской республики подобные договоры были распространены и на другие этносы (между Римом и галлами, Римом и германцами и др.). Они предусматривали защиту и охрану собственности граждан и обмен послами.
Патронат другая форма гостеприимства, предусматриваемая римскими законами. Он возник на основе распоряжений метрополии, которые распространялись на покоренные Римом города территорий империи. Их жители обязывались уделять гостеприимство римским гражданам – чиновникам и сборщикам налогов.
Договор о патронаже высекался на камне или гравировался на бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполняющего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. Последнее право частные лица, достаточно известные в Риме, могли легко получить. К обязанностям патрона относилось, прежде всего, облегчение пребывания гостя в городе. Кроме того, он отвечал по закону за любые конфликты между гостем и городом.
Частное гостеприимство также предусматривалось римским правом. Оно не подлежало контролю и влиянию государства. Услуги частного гостеприимства предлагались именитым римским гражданам, которые совершали поездки в личных целях и которые не хотели или не могли пользоваться правительственными рекомендательными письмами.
Публичное гостеприимство обязывало только отдельные города, а частное гостеприимство касалось также государственных римских чиновников в местностях, в которых патроната не было; оно вообще заключалось в оказании помощи путешествующим на участке дороги между двумя городами в частных усадьбах и виллах, расположенных вдоль всех главных путей сообщения или поблизости нужных населенных пунктов. Однако, частное гостеприимство оказывалось не неизвестным путникам, мелким купцам или одиночным воинам, а только лицам, занимавшим определенное общественное положение, обладающим каким-либо официальным званием или известным родовым именованием.
Гость и хозяин заключали между собой договор, который, хотя и не сопровождался, как у греков, религиозными церемониями, однако сохранял характер честности и солидности.
При этом создавались «знаки гостеприимства», которые, как это подтверждают многочисленные сохранившиеся до наших дней их образцы, нередко выполнялись в форме ценного художественного предмета. Как и в Греции, так и в Риме прием гостей регулировался нормами, освященными традициями. Прием гостя сопровождался различными церемониями, начиная с приема в застолье и кончая обменом подарками при отъезде гостя из дома хозяина.
Эта форма гостеприимства в римском мире была весьма распространенной. Будучи просто требованием традиции, которая стала нормой, она практиковалась стихийно. Владельцы вилл и усадеб, расположенных вне города, охотно принимали случайных путешественников, вследствие чего их дома приобретали известность безопасных мест.
Государственные служащие предоставляли кров путникам по утверждению Горация, чтобы публично продемонстрировать свою щедрость, которая повышала их социальный престиж в глазах плебса, а богатые люди оказывали такое гостеприимство, чтобы прикрыть этим блеск о роскошь своей довольно распущенной жизни.
Представители образованной прослойки общества имели обычай принимать у себя друзей и лиц, рекомендованных общими знакомыми, при предъявлении определенного свидетельства (тессеры).
Этим способом они получали возможность узнавать свежие новости о последних событиях: ввиду отсутствия быстрых средств сообщения было достаточно затруднительно своевременно их получить. Подобная форма гостеприимства представляла собой для путешественника в пределах Римского государства первый источник помощи.

Это вовсе не означало, что путешественники не могли пользоваться услугами заезжих дворов.

Заезжие (постоялые) дворы, приюты и трактиры

Если путешественник находился на государственной службе, то он направлялся в ближайший заезжий двор, который содержался императорской почтой. Если он был богат или знатен, он ехал в сторону своего имения.
Так, например, текст письма одного богатого египетского землевладельца к своему служащему (256 г. н.э.) гласил:
«Если Бог даст, ожидай нашего приезда к тебе двадцать третьего. Как только получишь мое письмо, сделай, что можешь, чтобы разжечь огонь в бане после переноса соломы и очистки от мусора отовсюду, так, чтобы мы могли выкупаться в теплом помещении сейчас зимой (…). Проследи, чтобы мы имели все, чего потребуем, особенно красивого поросенка для моих гостей, но чтобы он был хорошим, а не таким тощим, как в прошлый раз. И пошли приказать рыбакам, чтобы они выловили для нас немного рыбы».
Подобные письма должны были ежедневно получать управляющие имениями во всей Римской империи. Владельцы усадеб, которые находились дальше от города, чем один день пути, часто содержали по пути к ним специальные дома в соответствующих пунктах дорог, чтобы найти там приют во время поездки туда и обратно. Так, у Цицерона был дом в Анагнии, чтобы воспользоваться им, когда он ехал в свою усадьбу в Арпине, и дома в Ланувии и Синуэссе, в которых он останавливался во время поездок в свои усадьбы на побережье.
Состоятельные путешествующие, у которых не было собственных домов по дороге их следования, останавливались у друзей, родственников или знакомых. В резиденции богатого человека всегда были помещения для приема гостей (нередко с отдельным входом с улицы, спальнями и столовыми).
М. Витрувий писал:
«В этих залах (перистилиях) происходят мужские пиры (…). Вот эти-то перистили греческого дома и называются «андронитидами» — мужскими апартаментами (…). Сверх того, справа и слева помещаются отдельные миниатюрные хоромы со своими особыми специальными входами и уютными триклиниями и спальнями. Предназначаются они для приезжих гостей, для их приема в эти уютные помещения, вместо обычного для приезжих места остановки в перистилях»
Помещения, соответствующие этому описанию, были обнаружены в наиболее богатых домах Помпей, таких, например, как Касса дель Фавно и Каса дель Лабиринто. Во дворце Ирода в Иерусалиме было явно для гостей «неисчислимое множество покоев, и все отличались один от другого по виду, все были полностью обставлены. Большинство находившихся в них предметов было изготовлено из серебра и золота.
Там, где нельзя было отыскать такого гостеприимного хозяина, например, во время экскурсий и других подобных выездов в отдаленные местности, путешественники брали с собой свернутые шатры и на местах остановки ночевали в них, по всей вероятности с комфортом, обслуживаемые вездесущими слугами. Если же и это не удавалось, то некоторые поступали подобно Катону Младшему, согласно описанию Плутарха:
«И вот как он путешествовал. На рассвете он отправлял своего хлебопека и повара в то место, где думал провести следующую ночь. Очень скромно, без всякого шума они прибывали в город и, если только там не оказывалось никого из друзей или знакомых отца Катона, готовили своему хозяину пристанище на постоялом дворе, никому не причиняя беспокойства. Если же не было и постоялого двора, лишь тогда они обращались к городским властям и с благодарностью принимали любую квартиру, какую бы те ни отвели».
Из этого следует, что власти города или местности имели службу, которая занималась размещением путешествующих. Обычно высокопоставленный римлянин или египтянин требовал, чтобы его принимали в другом городе роскошно.
Об этом свидетельствует письмо видного чиновника при учреждении, соответствовавшем министерству иностранных дел в птолемеевском Египте, в 112 г. до н.э. Письмо было направлено чиновнику в городе Фаюмского оазиса Арсиное (Крокодилополь):
«Луций Меммий, римский сенатор, исполняющий должность большого значения и признания плывет (вверх по Нилу) в туристских целях из Александрии в округ, центром которого является Арсиное. Примите его с большим вниманием и проследите, чтобы в обычных местах было приготовлено помещение для его пребывания, а приспособления для схождения с судна (на берег) завершены, (…) и чтобы подарки, список которых прилагается, были ему вручены в местах выхода на берег. Равным образом в помещениях для его пребывания обеспечьте меблировку, специальную еду для Суха (бога крокодила) и крокодилов, все, что нужно для посещения Лабиринта, различные жертвы (…). Вообще помните, что его нужно оставить довольным, приложите к этому все свои усилия».
Луций Меммий должен был получить специально подготовленное жилище, следовало организовать для него две экскурсии в наиболее важные и достойные обозрения места по соседству: в храм священных крокодилов и в Лабиринт.
Более раннее сообщение III в. до н.э. от местного чиновника, который готовился к приезду какого-то важного лица, своему начальнику. Он писал:
«Согласно твоему письму мы приготовились к приезду секретаря по делам финансов и начальника личной охраны Хризиппа, десять белоголовых петухов, пять домашних гусей, пятьдесят голов другой домашней птицы, из дичи 50 гусей, 200 птиц, 100 голубей. Мы одолжили пять ослов для верховой езды, и держим в готовности сорок вьючных ослов и делаем успехи в постройке дороги».
Хризипп и его свита составляли группу из пяти человек (не считая слуг, которые шли пешком), и что их багаж нуждался в его перевозке сорока вьючными животными. Путешественники собирались приплыть по Нилу, а бедные местные жители, кроме предоставления животных для перевозки свиты от реки в город, должны были еще подготовить дорогу, по которой мог бы передвигаться такой большой кортеж. Именитые гости должны были потреблять пищу в большом количестве и хорошего качества, раз так любили птичье мясо.
Другой подобный документ свидетельствует о количестве пищи для приема в Гермополе правителя Египта в 145 г. н.э. Для этого была собрана дополнительная подать с целой дюжины местных богачей, чтобы составить соответствующее меню, в составе которого, кроме мяса домашней и дикой птицы, которое подавали Хризиппу, были телятина, свинина, сушеная и свежая рыба, сыр, оливки, чечевица, овощи. Конечно, подобного рода принудительное гостеприимство было обременительным для местных жителей.
Аналогичные дополнительные поборы с населения провинциальных местностей ввиду расходов на прием государственных чиновников в Гиппоне (приморском городе Африки) описал Плиний Младший. Там появился дельфин, который однажды присоединился к группе плававших в море детей и с той поры сопровождал их:
«На это зрелище стекались все должностные лица, прибытие и пребывание которых стало истощать небольшую общину новыми расходами. Наконец и самое место потеряло свой покой и уединенность; решено было тайком убить того, ради кого собирались люди».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий